gallery/заставка 11

ТВОРЧЕСТВО В ПОМОЩЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ


Л.Ф.Трубаченко,
методист ГУК «Чечерская
центральная районная библиотека»


    «Что посеешь в юности – то пожнёшь в старости» - утверждает мудрая народная пословица. Юность, как родник, с которого начинается река, дарит силы всю жизнь.
  Работа библиотек тесно связана со школьным образованием. На рост уровня знаний школьников оказывает немалое влияние развитие чтения детей. Сегодняшняя библиотека имеет немало возможностей для помощи образовательному процессу и может предоставлять как ученику, так и педагогу полную и достоверную информацию. Хотя главной задачей библиотеки всё же остаются образовательные, воспитательные функции, привитие любви к чтению и работе с книгой.
Библиотека и школа выполняют общие задачи: школа помогает развитию детского чтения, а библиотека помогает расширить кругозор ребенка; все вместе влияет на более глубокое усвоение материала. Если ребенок читает только учебник, то большого разнообразия знаний он не получит. Поэтому главной задачей библиотеки остается привлечение читателя-школьника к чтению. А для этого необходимо так организовать свою работу библиотеки, чтобы ребенку было интересно прийти в и найти нужные материалы для расширения кругозора.
  Сегодня библиотеки нашего района стремятся быть востребованными для образования, творческого и культурного развития, для самообразования школьников, для самосовершенствования учителей, родителей. Современная жизнь внесла большие перемены в работу библиотек. Мы не можем, не имеем права не отвечать реальным проблемам, запросам, потребностям детского населения в информационных услугах. В результате появления новых учебных заведений (лицеев, гимназий), новых учебных программ и новых дисциплин в системе образования библиотеки автоматически были втянуты в эти перемены, так как они непосредственно “бок о бок” связаны со школами.
   Давно известно, что каждый ребенок рождается талантливым и неповторимым, но не у каждого есть возможность раскрыть свои способности в детстве. Именно библиотека может содействовать развитию ребенка, создавать условия для общения и творческой самореализации растущей личности. На наш взгляд библиотека не должна стоять в стороне от задач воспитания у юных читателей интереса к творчеству. В сложное, меняющееся время библиотека стала практически единственным бесплатным учреждением, где дети могут приобщиться к учебе через культуру.
Все мы родом из детства. И от того, каким оно было, зависит вся наша жизнь. Именно в детстве воспитываются умы и сердца ребят. Как в пище, так и в общении, в хорошей книге нуждается каждый ребёнок. Центрами чтения, приобщения к культуре, источником информации и дружеского общения для детей нашего района стали библиотеки. Здесь каждый ребенок может найти себе дело по душе.
  Есть испытанные формы работы библиотек – клубные формирования. Детей может объединять любовь к животным, природе, истории родного края, музыке и т.д. Поэтому на базе библиотек нашего района функционируют клубы по интересам по различным направлениям деятельности.
   Детский абонемент центральной библиотеки является своеобразной творческой лабораторией, призванной приобщить детей к чтению и развить их способности. На базе абонемента вот уже много лет работает детский театр «Флорик» . В театре «Флорик» участвует до 10 ребят. Театр действует в двух направлениях, собственно как театр и кукольный театр. Здесь ребята могут реализовать свои творческие способности, развить фантазии и, что немаловажно, их работа помогает развитию и познанию других детей. Ведь театральные постановки, кукольные представления расширяют кругозор и знания ребенка-зрителя, учат добру, пониманию и мн.др. Кукольные представления очень любят ребята младших классов, дошколята. Ведь благодаря ним дети понимают, как важно учиться читать, считать и писать, что с помощью книг можно получить множество знаний. Так, вместе с кукольным Зайкой из сказки «Зайчонок учится считать» посетили все дошкольные учреждения. Зрители были в восторге от того, что не только детям нужно учиться, а и сказочным героям. С помощью кукол проводятся уроки информационной грамотности. К примеру, кукольные представления «Путешествие каталожной карточки», «Приключения Словаренка» и др. Театральные постановки «Удивительное болото», «Кто с нами в страну Сказок?», «Лесной патруль», «Здесь никого не обижают», «Божья коровка» были представлены зрителям постарше: ребятам младшего и среднего школьного возраста. Игра в театре вносит заметное разнообразие в жизнь и увлечения юных читателей, даёт дополнительную возможность развития их творческих способностей. Ведь только внешне всё кажется беззаботным и легким. А на самом деле она требует от ребенка максимума энергии, самостоятельности, напряжения ума и только при этом условии ведет к удовлетворению, увлечению и успеху.
   Библиотечный театр «Книговка» работает на базе центральной библиотеки сравнительно недавно, в его составе библиотечные работники, но театральные постановки «Книжная тусовка «Мальвина приглашает» по произведению А.Толстого «Золотой ключик», «И хватает за сердце тоска» (по произв. Гоголя «Ревизор»), «Зоська и Марыля» (по произведению Я.Коласа «Раскіданае гняздо») покорили читателей разных возрастов.
В клубах «Домовенок» (Ботвиновская с\б) и «Мастерилка» (Бабичская с\б) ребята мастерят различные поделки из цветной бумаги, лоскутков материи, природных материалов, рисуют. Руководители объединений легко находят общий язык с детьми, постоянно ищут новые формы ра¬боты, в рамках работы клуба проводят выставки поделок и рисунков, организовывают походы за природными материалами, конкурсы и игры с участниками. Клуб «Домовенок» ежемесячно устраивает Дни мастерилок «Зимние узоры», Дни бумажных фантазий «Вытинанка», Дни рукоделия «Волшебная ниточка» с демонстрацией изделий ребят. На занятиях клуба «Мастерилка» организовываются мастер-классы “Волшебное кружево” (вяжем узоры крючком), «Цветут гвоздики и тюльпаны» (работа с бумагой). А на занятиях творческой мастерской «Вяжем теплые носочки» ребята вяжут носки для детей социального приюта д.Отор, чтобы подарить их в рождественские праздники. Во время заседаний рождается общение не только друг с другом, но и с книгой. Ведь с помощью книги можно много узнать и научиться многому.
Клубы краеведов «Радзімічы» (Беляевская с\б) и «Память» (Полесская с\б) учат школьников любить свой край, изучать историю своей деревни, а вместе с ней и историю своей страны. Вместе с участниками библиотекари организовывают краеведческие экспедиции “Назвы вёсак навакольных”, «Дакраніся да гісторыі вёскі» за историей названий населённых пунктов, мест, водоемов, разыскивали и изучали криницы. Проводятся акции по уборке мест воинских захоронений. С помощью одной из таких экспедиций было найдено неизвестное воинское захоронение в лесу. Собирали ребята и воспоминания ветеранов войны, детей войны, узников концлагерей, угнанных в Германию. Как результат работы краеведческих клубов – исследовательская работа «Ёсць на нашай зямліцы такія крыніцы», материалы о знаменитых земляках, материалы о происхождении названий, деревенских кличках и др. Общий труд по сбору воспоминаний увенчала книга воспоминаний «Нам жить и помнить». А на основе собранных материалов проходят мероприятия: краеведческая экскурсия на базе музейной комнаты «Таямніцы бабулінага куфра», путешествие в старину «Святкі-калядкі: два тыдні дзівосаў», круиз-игра по народным праздникам “Чаму люты - люты” (Беляевская с\б), урок познания ”Ах, колькі самых мудрых слоў схавана пад заслонай” (пословицы и поговорки деревни Полесье), встреча с интересными людьми “Бабуліна вышыванка” (Полесская с\б).70-летию Великой Победы были приурочены открытие музейной комнаты им.Т.П.Новикова в Беляевской с\б-клубе и мероприятия: экскурс в историю “Память о войне живёт в сердцах”, историко-краеведческое путешествие «Мой край не обошла война».
Клубы «Почемучка» (Нисимковичская с\б) и «Затевайка» (Сидоровичская с\б) помогают ребятам реализовать не только свои творческие способности, но узнать много нового и полезного, расширить свой кругозор. В клубах практикуются Дни громкого чтения «С книжкой я расту и развиваюсь», «Тихий ангел пролетел», когда старшие ребята читают добрые интересные книги младшим школьникам и дошкольникам. Дни внимательных и начитанных «Открой книгу, и чудеса начнутся», поединки фантазёров «У свеце кніг і часопісаў», часы веселых выдумок «У природы есть друзья – это мы: и ты, и я» и другие не менее интересные, познавательные мероприятия, которые не грузят детей унылыми фактами, а помогают в игре, в азартном поиске нужной информации пополнить запасы знаний.
Но, как говорится, не творчеством единым жива библиотека. Большое внимание уделяется формированию фонда. Сегодня мы располагаем новейшими словарями и справочниками по всем отраслям знаний; литературой в помощь учебному процессу; пособиями для подготовки к тестированию; тестовыми заданиями к Централизованному тестированию (по предметам); сборниками лучших текстов изложений, сочинений, диктантов; готовыми домашними работами, занимательными материалами по предметам школьной программы. Регулярно в библиотеках проводятся экскурсии по библиотеке, где дети знакомятся с книжными выставками, каталогами, картотека¬ми. Экскурсия полезна и педагогу - он сможет выяснить, какую по¬мощь сможет оказать библиотека ребёнку, понаблюдает за реакцией школьников. С этой целью в библиотеке ведётся постоянная работа по библиотечно-библиографическому просвещению школьников: прово¬дятся циклы библиотечных уроков, театрализованные представления по данной теме.Сотрудниками нашей библиотеки разработаны и активно используются самые разнообразные формы работы с книгой: викторины, литературные игры, анкетирование, встречи с писателями и поэтами и др.
Хочу обратить внимание также на то, что с 2012 года 3 сельских библиотеки нашего района принимают участие в Республиканском эксперименте по интеграции публичных библиотек и библиотек учреждений общего среднего образования. В ходе объединения библиотеки улучшили свою материальную базу: библиотеки разместились в лучших помещениях, получили в распоряжение фонды школьных библиотек (программная литература). Работать в объединенных библиотеках остались библиотекари публичных библиотек, т.к. библиотекарей школьных библиотек пугает наша активная деятельность. В целом же считаем, что эксперимент не удался, т.к. никакого экономического эффекта, как ожидалось, не получилось. Библиотекари интегрированных библиотек активно работают со школьниками. Среди форм работы, которые наиболее активно используются – выставки «За страницами школьных учебников», «Библиотека школьника». Систематически проводятся тематические информационные уроки. Просветительские мероприятия проводятся чаще всего совместно с учреждениями образования. Наряду с детским читателем, библиотекарь не забывает и о своих взрослых посетителях, которые требуют не меньшего внимания, чем дети.
Подводя итог всему вышесказанному можно сделать вывод, что библиотеки спо¬собна предоставлять всю имеющуюся у нее информацию как школьникам, так педагогам и родителям,что библиотеки являются творческими лабораториями по приобщению детей к чтению и образованию через творчество. Библиотеки, проводя различные мероприятия, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний детей, полученных в школе. Ведь сегодня образовательный процесс это не только дело школы и семьи, но и, во многом, библиотеки.